Мы обрабатываем cookie-файлы для персонализации сервисов и для того, чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookie-файлов в настройках браузера. Продолжая использование сайта, Вы соглашаетесь c Политикой обработки персональных данных.
OK
На аэродроме Борки Национального аэроклуба имени Чкалова состоялись показательные полеты авиационного этапа всероссийского конкурса СКАТ-2024 среди школьников и молодежи
Всероссийский конкурс авиационного творчества СКАТ 2024 проводится в третий раз. Он организован МФТИ в партнерстве с ведущими представителями авиационной отрасли и организациями, заинтересованными в развитии творческого потенциала молодежи.
Задачей команд основного трека была разработка собственного летательного аппарата по техническому заданию, предложенному оргкомитетом конкурса. Беспилотное воздушное судно должно в автономном режиме за ограниченное время пролететь по заданному маршруту. Протяжённость маршрута, уровень его сложности команды определяют самостоятельно.

Летающие модели подготовлены в рамках задач и технических ограничений, обозначенных организаторами. СКАТ 2024 проходил в два этапа: отборочный (онлайн) и финальный (очный).

Очный Авиационный этап конкурса состоял из показательных полетов созданной техники и прошел с 24 по 25 августа. Кульминацией всего конкурса стали финальные полёты, которые прошли на территории аэродрома Борки Национального аэроклуба России имени Чкалова в Тверской области.

Генеральный директор Национального аэроклуба России имени Чкалова Сергей Амбарнов, обращаясь к участникам конкурса отметил:
«Мы приветствуем такую увлеченность школьников и студентов авиационной инженерией. Они сконструировали беспилотные летательные аппараты, начиная с концепции и заканчивая их изготовлением. Мы надеемся, что эти ребята станут пилотами, инженерами, специалистами по управлению беспилотными воздушными судами. Такая образованная и вовлеченная молодежь- это будущее и гордость нашей страны!»
Сергей Амбарнов
Генеральный директор Национального аэроклуба России имени Чкалова
В этом году конкурс объединил 610 участников, 145 команд,представляющих 3 страны - Россию, Республику Беларусь и Казахстан, 61 город, 39 регионов и 157 образовательных организаций.

В финал прошли 15 лучших, по мнению экспертов, команд от каждого трека-школьного и студенческого из Казани, Иннополиса, Москвы, Томска, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода и Королёва, Екатеринбурга, Борисова, Жуковского, Кургана, Тамбова, Челябинска, Новокузнецка и Долгопрудного.

Глава оргкомитета СКАТ 2024, инженер Передовой инженерной школы радиолокации, радионавигации и программной инженерии Николай Цатурян отметил, что очень волнительно и знаково было проводить финал СКАТ 2024 на базе аэродрома Борки. Аэродрома со столь богатой историей, берущей начало в далёком 1941 году, с которым связаны фамилии выдающихся деятелей отечественной авиации:
«Для меня, как для человека, родившегося в Твери, это был праздник в квадрате, т.к. аэродром находится в Тверской области. Все мы- и организаторы, и участники конкурса надеемся, что аэродром «Борки» продолжит своё развитие и станет основной базой для будущих чемпионов России и мира по самолётному спорту».
Николай Цатурян
Глава оргкомитета СКАТ 2024, инженер Передовой инженерной школы радиолокации, радионавигации и программной инженерии
В рамках отборочного этапа на протяжении четырёх месяцев команды проектировали беспилотные воздушные суда для участия в конкурсе, определяли и обосновывали ключевые решения с учетом технических требования ограничений конкурса,

Участники школьного трека прошли специальную двухмесячную подготовку для инженерной работы в сфере авиастроения: прослушали лекции от экспертов отрасли, выполнили домашние задания с обратной связью, что привело к разработке БВС по упрощённому для школьников техническому заданию.

Конкурсантам основного трека было необходимо в автономном режиме за ограниченное время (20 минут) выполнить взлёт БВС до высоты не более 150 метров над уровнем взлётно-посадочной полосы, пролёт по заданному маршруту (от 5 до 15 км), сброс груза (0,25 или 0,5 кг) и посадку. Протяжённость маршрута, уровень его сложности и наличие груза определялись командами самостоятельно. Чем сложнее было выбранное задание – тем больше можно было получить баллов. Дополнительно команды имели право выбрать одно из заданий повышенной сложности («Петля Нестерова» или распознавание объектов с помощью компьютерного зрения).

В школьном треке перед участниками стояла задача в ручном режиме за ограниченное время (20 минут) выполнить взлёт БВС до высоты не более 150 метров над уровнем взлётно-посадочной полосы, пролёт по произвольному маршруту в ограниченном пространстве и посадку.

Финальные полёты посетил проректор МФТИ по стратегии и новым проектам Григорий Андрущак:
«Если говорить о практической стороне, то подобные конкурсы – это задел для всей отрасли на будущее: подготовка той молодежи, которая будет приходить и продвигать новые технологии. Важный фактор – это командная работа. Навыки такой работы имеют принципиальное значение, когда молодые специалисты приходят непосредственно в отрасль и начинают заниматься не только авиамодельным спортом и беспилотниками, но также включаются в серьезные производственные задачи».
Григорий Андрущак
Проректор МФТИ по стратегии и новым проектам
Лучшие команды конкурса СКАТ 2024 получили денежные призы от организаторов и специальные призы от партнеров конкурса. Суммарный призовой фонд конкурса составил 750 000 рублей.

Планируется, что конкурс СКАТ будет развиваться и масштабироваться.

Организаторы поблагодарили школьные и студенческие команды за активное участие и уже начинали подготовку к СКАТ-2025.