FAI Aerobatics World Grand Prix Motegi Japan 2002


Авиационные музеи мира:

Smithsonian
National Air
and Space Museum


Canada
Aviation Museum


Air Mobility
Command Museum


International Women's
Air & Space Museum


Intrepid
Sea-Air-Space
Museum








Rambler's Top100 Rambler's Top100

«К бюсту Чкалова приходят американские молодожены,
как у нас к вечному огню»

Легендарного летчика вспоминают его дети — Игорь и Валерия Чкаловы. Антон КЛЮЕВ
До своего 100-летнего юбилея Чкалов, конечно, не дожил бы — уж слишком часто он ходил по грани жизни и смерти. Судьба отмерила ему всего 34 года.
Завещание Чкалова
Валерий Павлович мечтал иметь шестерых детей. Но родились трое. В январе 28-го — Игорь, Валерия — в мае 35-го, Ольга — через семь месяцев после гибели отца. Ольга Эразмовна, жена летчика, умерла в 1997 году на 96-м году жизни.
В честь Чкалова названы планета, остров, мыс, две горы в Антарктиде, город, улицы, рестораны, кинотеатры, летные школы, минерал чкаловит, установлены памятники выдающемуся летчику-испытателю, созданы мемориалы... Но главные хранители памяти о Чкалове — его потомки: дети, внуки, правнуки. А полгода назад родилась праправнучка летчика Ксюша.
"Известия" встретились с сыном Чкалова Игорем Валерьевичем и дочерью Валерией Валерьевной.
Рядом с нами за столом делает математику девятилетний внук Валерия Чкалова Саша. Сын Игоря Валерьевича. Мальчишка — вылитый дед.
— Когда вырастешь, в летчики пойдешь?
— Нет. Я еще не решил, кем стану.
А вот Игорь в этом же возрасте мечтал о небе...
И.В. — В 37-м году отец впервые взял меня, девятилетнего мальчишку, с собой в кабину самолета. Я хорошо запомнил тот день: мы летели на открытие канала Москва-Волга, взлетели из Химок, конечно, у меня горели глаза от восторга, от восхищения. Отец мне сказал: "Ты, конечно же, хочешь стать летчиком. Но я категорически против. Ты будешь стремиться быть таким, как я. У тебя это может не получиться. Но ты ведь не сломаешься, не свернешь с пути. Этот путь очень опасный. Ты можешь разбиться, а мне ты нужен живым . Лучше будь авиационным инженером".
Завещание отца было исполнено. Игорь стал авиационным инженером.
— Фамилия отца, наверное, не раз помогала вам в жизни?
И.В. — Вы ошибаетесь — чаще мешала. Меня дважды исключали из партии, одиннадцать раз представляли к званию генерала, но я так и остался полковником. Хотя почти 15 лет проработал на генеральской должности. В 58 лет я ушел на пенсию. Дело все в том, что у меня характер чкаловский. И я всегда говорил правду людям в глаза невзирая на чины и звания.
В.В. — А мне было только три годика, когда не стало папы. Поэтому его живого я не запомнила. После папиной гибели мама повесила портреты папы на стены его кабинета. Поэтому дух отца постоянно присутствовал в нашей семье. А кроме того, все то, что они с отцом закладывали в воспитание своих детей, мама продолжила развивать в нас.
"Той, которая может заполнить мою жизнь"
И.В. — Отец окончил четыре летные школы: Егорьевскую теоретическую, Борисоглебскую и Серпуховскую. Затем еще и в Москве учился. В 1924 году отца — ему было всего двадцать лет — направили в 1-ю Краснознаменную эскадрилью, в Ленинград. Над летчиками шефствовали студентки пединститута. На новогоднем балу Чкалов и познакомился с моей будущей мамой — Ольгой Эразмовной Ореховой. Она в тот вечер пела на сцене, а отец, когда она закончила выступление, собрался с духом и подошел к ней. В тот вечер он предложил проводить ее до дома, и она согласилась. Они встречались почти два года, прежде чем поженились. А в 1927 году по просьбе своего отца Павла Григорьевича, церковного старосты в слободе Василёво, Валерий Павлович договорился с батюшкой одной ленинградской церкви и ночью привел Ольгу Эразмовну сюда венчаться. Для офицера Красной армии это был довольно смелый поступок.
В.В. — Когда они познакомились, отец подарил маме свою фотографию с надписью: "Той, которая может заполнить мою жизнь". Маму и отца связывало очень крепкое, настоящее чувство любви. Ольга Эразмовна прожила 96 лет и после гибели Валерия Павловича, оставшись вдовой в 37 лет, так и не вышла больше замуж. Несколько лет назад я перебирала фотографии отца и нашла одну, где он в военной форме стоит. На обратной стороне была свежая надпись, сделанная маминой рукой: "Милый! Как мне тебя не хватает!" А ведь прошел уже не один десяток лет, как его похоронили. Отца заменить было невозможно, второго такого не было. Он относился к женщинам с повышенным уважением. Например, он говорил маме: "Никогда не ходи сзади меня, как будто мы наскучившие друг другу муж с женой". В последние годы, когда Валерий Павлович уже имел машину с персональным водителем, он всегда останавливался у трамвайной остановки, если, конечно, никуда не спешил, и подвозил женщин с детьми туда, куда им нужно было.
"Он так низко летал, что коровы переставали доиться"
Три раза Чкалова сажали в тюрьму. "Воздушный хулиган", как его называли, любил поэкспериментировать в полете. Самый известный его трюк — пролет под мостом Невы. Кстати, сохранилась статья Чкалова "Как я летал под мостами". Значит, не один раз все-таки.
— Отец, конечно, был отважным и рискованным человеком, но это был расчетливый риск, — "защищает" отца Валерия Валерьевна. — Потом в годы войны то же самое повторил летчик Рожнов — уходя от преследования в небе, он пролетел под железнодорожным мостом. И этим сохранил жизнь себе и экипажу.
"Хулиганом" Чкалов пробыл недолго — до встречи со Сталиным в 1935 году. Тогда о нем уже заговорили как о новаторе. За короткую жизнь он разработал и выполнил 15 фигур высшего пилотажа, многие из которых спасли немало жизней летчиков в годы войны. А о том самом "хулиганском" пролете под мостом авианачальники позже отзывались так: "Чкалов доказал необходимость пилотирования на критически малых высотах". Он так низко летал на бреющем полете, что коровы переставали доиться, оглушенные ревом моторов.
Второго мая 1935 года на Ходынском поле проходил показ авиационной техники и полетов. Чкалов, в то время ведущий летчик-испытатель КБ имени Поликарпова, отпилотировал на И-16, вылез из самолета и увидел, что к нему направляется Сталин со свитой. Ворошилов представил: "Это тот самый воздушный хулиган Валерий Чкалов". Сталин сказал: "Мы разберемся, кто такой Чкалов!"
"Товарищ Чкалов, а почему вы при испытании новых самолетов не пользуетесь парашютом?" — спросил Сталин. Чкалов ответил: "Я испытываю опытные, единственные образцы техники. И моя задача — их посадить, чтобы разобраться со всеми недостатками. И, кроме того, новая техника очень дорога". Тогда-то и прозвучала фраза Сталина, перевернувшая жизнь Чкалова: "Запомните, ваша жизнь нам дороже любой машины!"
— Конечно, для отца это были очень значимые слова, — добавляет Игорь Валерьевич. — Он пришел домой, обнял нас с мамой и гордо так говорит: "Лелик (так он называл маму), слышала бы ты, что сейчас мне сказал Сталин!.."
— А Ольга Эразмовна как относилась к летным экспериментам мужа?
И.В. — Она была женой летчика-испытателя. Этим многое сказано. Мама никогда не пыталась его в чем-то переубедить или отговорить. Она была ему другом и помощником. И отец это очень ценил. Однажды на торжественном приеме в Кремле, где они были вместе, Сталин поднял тост за Ольгу Эразмовну. А Валерий Павлович добавил: "Всему, чего я достиг в жизни, я обязан моей очаровательной, милой жене, моему верному другу и самому близкому человеку".
"Случись это позже, его, может, и спасли бы"
— Игорь Валерьевич, когда погиб отец, вы были уже достаточно взрослым мальчиком, каким вам запомнился день гибели Чкалова?
И.В. — 15 декабря 1938 года я ушел в школу рано, а отец еще спал — ему на аэродром надо было к 11 ехать. Ушел и с ним не попрощался. В школе я был какой-то рассеянный, что-то меня тревожило, а что — понять не мог. Вернулся домой и каждый раз, когда хлопала дверь лифта, выбегал на лестницу смотреть — не отец ли вернулся? Потом к нам пришел сын Василия Ивановича Чапаева Аркадий, тоже летчик. Он жил в нашем доме. Я его у лифта встретил. Спрашивает: "Мама дома?" — "Произошло несчастье, авария, — сказал Аркадий маме. — Но вы не переживайте — он живой, с ним все нормально". Мама ответила: "Знаешь, дорогой Аркаша, я жена летчика-испытателя и всегда ко всему готова. Говори правду, разбился?"
Я не поехал смотреть его в гробу... Был только на Красной площади после кремации, когда его хоронили. Я стоял рядом со Сталиным. Он прижал меня к себе, я поднял голову и увидел на его лице слезы...
При заходе на посадку у самолета отказал двигатель. На пути падающего самолета стоял барак. Чкалов стал убирать шасси, чтобы перелететь его, но, как потом выяснилось, они были законтрены. Он отвернул в сторону и врезался в железную опору. Его выбросило на землю, и головой Чкалов ударился о железную балку. Тогда еще защитных гермошлемов не было... Ударом перебило мозжечок. Валерий Павлович был жив еще два часа.
И.В. — Мы с сестрами и мамой все эти десятилетия пытались узнать правду о гибели отца. И узнали, когда со многих документов сняли гриф "секретно". Мы узнали, что "добро" на полет дал директор авиазавода Усачев, назначенный на эту должность за год до трагедии и не имевший к авиации никакого отношения. Как выяснилось, пришел он из НКВД и был тайным агентом Берии. Комиссия по расследованию катастрофы насчитала 48(!) недоработок и дефектов в испытываемом самолете И-180. Более того, многие части, в том числе крылья, были макетами, не приспособленными для испытания в воздухе. После гибели Чкалова многие писали и говорили, что все происшедшее — случайное совпадение обстоятельств. Но я не верю в случайности...
В.В. — Я очень много времени провела в архивах тех лет — все они уже рассекречены — изучала обстоятельства гибели отца. Прежде всего бросается в глаза факт очень активного участия НКВД в испытании этого самолета. Их представители присутствовали на всех этапах доработки и испытаний. При этом некоторые документы из архивов исчезли. В частности, в сопроводительном письме комиссии по расследованию катастрофы говорится, что они отправляют вместе с актом 33 фотографии с места катастрофы. Их нигде нет. Ни в одном из архивов. Как нет и показаний одного из свидетелей. А если документы изъяты, значит, кто-то очень не хотел, чтобы их увидели.
И.В. — Странно закончилась и жизнь тех, кто был признан виновным в гибели отца. На следующий день после катастрофы неизвестные сбросили с электрички ведущего инженера по проекту И-180 Лазарева. Начальник главка авиапромышленности Беляйкин отсидел пять лет, а когда вышел на свободу, был убит через сутки...
В 1962 году я был в Боткинской больнице, куда в свое время привезли отца, навещал там приятеля. И так получилось — познакомился с главврачом. Тогда, в 38-м, он, работая дежурным врачом, принимал отца. "Если бы техника и возможности, — сказал он мне, — были такие же, как сегодня, может быть, мы и спасли бы вашего отца".
Подарки из Америки
— После легендарного перелета в июне 1937-го на американский континент Валерий Чкалов стал известен всему миру. Что рассказывал Валерий Павлович о том, как встречали советских летчиков в США?
И.В.- Они должны были приземлиться в Портленде, но, когда увидели тысячи людей, встречающих их, отец решил искать другое место посадки: "Иначе нас постигнет участь Линдберга", — сказал он. (Американский летчик Чарлз Линдберг совершил первый перелет через Атлантику из США во Францию. Встречающая толпа растащила весь самолет по винтику, а самого летчика оставила в трусах — всю одежду разорвали на сувениры. — "Известия"). В итоге они приземлились на небольшом военном аэродроме Ванкувера. Начальником этого гарнизона был генерал Дж. Маршалл, ставший впоследствии госсекретарем Соединенных Штатов. Так вот, впервые его имя стало известно Америке и миру благодаря посадке нашего экипажа в его "владениях". Сам генерал позже в этом признавался. Сейчас в Ванкувере стоит бюст Чкалова, и к нему, кстати, приезжают американские молодожены, как у нас к Вечному огню.
Отец рассказывал, что, когда наших летчиков пригласили в Белый дом, Рузвельт встречал их в своем кабинете, стоя рядом со своим инвалидным креслом. Такого внимания президент, говорят, не оказывал больше никому.
— А правда, что из Америки ваш отец привез полные сумки подарков?
И.В. — Да. Но привез не барахло, а набор пластинок: Шаляпина, Чайковского, Бородина, Штрауса...
— А вам лично что досталось?
И.В. — Машинку мне привез и часы. Мои первые в жизни настоящие часы на цепочке.
В.В. — А мне привез платьице. Просто роскошное по тем временам. В нем меня даже сфотографировали для семейного альбома. Еще привез кукол — с фарфоровыми лицами и закрывающимися глазами, елочные игрушки, радиолу. Маме — духи. Тогда эти подарки были сказочными.
Чкалов в домашнем халате
И.В. — Когда отца пригласили работать в Москву, мы поселились в коммуналке на Ленинградском проспекте. А после легендарного перелета на Дальний Восток, перед полетом в Америку, нам дали большую квартиру на Земляном Валу. После гибели отца эта улица носила его имя. А сейчас это снова Земляной Вал. Нашими соседями были Георгий Филиппович Байдуков, композитор Прокофьев, писатель Маршак, художники Кукрыниксы. Сейчас там живет моя сестра Валерия с мужем, и она постаралась сохранить в квартире все так, как было при отце.
— Каким он был в быту?
И.В. — Он был очень семейным человеком и, естественно, чем мог помогал матери. А в свободное время чаще всего читал.
В.В. — Чаще всего просто не было необходимости чем-то помогать по дому. В квартире жила мамина мачеха, мамина сестра из Ленинграда, была домработница — было кому с бытом управляться. А так, конечно, он все мог делать. Отец был очень хозяйственным и домашним. Даже в переписке с мамой он все время пишет, что надо позаботиться об этом или о том. И из командировок всегда привозил мешки с картошкой или еще с какими-то продуктами. Вещи привозил — маме и всей семье. И еще папа излучал колоссальную положительную энергию. Мама так говорила: "Когда он входил в дом, то все начинало оживать, крутиться и вертеться". Если отдыхали на даче, то утром он зачастую будил всех, окатив холодной водой из ведра. Начиналась беготня, смех, движение. Многие люди очень любили его общество, заряжались от него, поэтому гости у нас в доме были постоянно...
— Валерий Павлович, говорят, не против был выпить, закусить...
И.В. — А почему нет?! Из спиртного предпочитал водку, а из закуски — пельмени, которые частенько помогал лепить, и уху.
В.В.- Мама рассказывала, что он даже летом, в жару, просил ее приготовить ему пельмени. Так их любил. Еще любил выпить чаю с маминым фирменным лимонным пирогом.
"Отец не сдался бы в плен"
И.В. — Отец очень хорошо разбирался в людях, мог безошибочно разглядеть плохие и хорошие стороны в человеке. Сталин, уговаривая его возглавить НКВД, сказал: "Ты, Валерий Павлович, справишься с этой должностью. У тебя есть дар — видеть насквозь человека. Ты вспомни, сколько людей ты спас от тюрьмы и расстрела и сколько мы на этой почве ругались".
Отцу действительно приходилось, пользуясь своим авторитетом, ходить на прием к Иосифу Виссарионовичу и просить за кого-то. Рассказывают о случае, когда, выходя из кабинета Сталина, Чкалов так хлопнул дверью, что советник вождя в приемной подпрыгнул на кресле. И все же отец смог убедить Сталина дать ему отсрочку от предлагаемой должности и закончить испытания нового самолета.
— Правда, что последние месяцы жизни Валерий Павлович держал под подушкой револьвер? Чего он опасался?
И.В. — Он больше года не расставался с пистолетом. Видимо, были на то причины. Ведь на него покушались семь раз — нападали на улице с ножом, пытались подстроить катастрофу поезда, когда он был кандидатом в депутаты Верховного Совета СССР. Разное было. Он не любил обсуждать в семье вопросы политики. Поэтому мы многое из того, что его беспокоило, чего он опасался, уже никогда не узнаем.
В.В. — Отец вообще боялся того времени. Многое из того, что происходило, ему казалось непонятным и необъяснимым. Это ведь был 37-й год. Техника конструктора Туполева ставит один рекорд за другим, и вроде бы конструктор в фаворе, но неожиданно для всех Туполева в 37-м арестовывают. Директора 21-го Горьковского завода, где отец испытывал самолеты, тоже сажают. Арестовывают журналиста — друга Чкалова. Вся эта цепь событий заставляет отца насторожиться.
— Но пистолет вряд ли спас бы от ареста...
В.В. — Я не думаю, что отец, как говорили во время войны, сдался бы в плен. Не думаю, что он остался бы жить, если бы его арестовали.
Справка "Известий"
Чкалов Валерий Павлович, летчик-испытатель. Родился 2 февраля 1904 в слободе Василёво (ныне город Чкаловск Нижегородской области). Учился на токаря в Череповецком ремесленном училище. В 1918-1919 годах работал молотобойцем в Василёвском затоне, кочегаром на землечерпалке и на пароходе.
В армии с 1919-го. До 1921-го — слесарь по ремонту и сборке самолетов. В 1922-м окончил Егорьевскую военно-теоретическую школу ВВС, в 1923-м — Борисоглебскую военную авиационную школу летчиков, в 1924-м — Московскую школу высшего пилотажа и Серпуховскую высшую школу воздушного боя, стрельбы и бомбометания. Служил в строевых частях ВВС. С 1928-го — в запасе. В 1928-1930 годах — летчик-инструктор Ленинградского авиационного клуба ОДВФ.
С 1930-го — вновь в армии. В 1930-1933 годах — летчик-испытатель НИИ ВВС. С 1933-го — летчик-испытатель авиазавода № 39 и ОКБ Н.Н. Поликарпова (на Центральном аэродроме). Чкалов испытал свыше 70 типов самолетов (И-15, И-16, И-180, ВИТ-2, НВ-1), разработал и внедрил новые фигуры высшего пилотажа: восходящий штопор и замедленную "бочку".
20-22 июля 1936 года на самолете АНТ-25 (второй пилот — Г.Ф. Байдуков, штурман — А.В. Беляков) совершил беспосадочный перелет протяженностью 9374 км из Москвы через Северный Ледовитый океан в Петропавловск-на-Камчатске и далее на остров Удд (ныне остров Чкалов).
Звание Героя Советского Союза Валерию Павловичу Чкалову присвоено 24 июля 1936 года за выполнение этого перелета и проявленные при этом мужество и героизм.
18-20 июня 1937 года на самолете АНТ-25 (второй пилот — Г.Ф. Байдуков, штурман — А.В. Беляков) совершил беспосадочный перелет Москва — Северный полюс — Ванкувер (США) протяженностью 8504 км.
В 1937-м избран депутатом Верховного Совета СССР. Жил в Москве. Погиб 15 декабря 1938 года при испытании самолета И-180 на Центральном аэродроме. Это был первый полет истребителя конструкции Н.Н. Поликарпова, который должен был заменить знаменитый, но устаревающий И-16.


Материал взят с сайта http://www.inauka.ru
 Навигация


НАК России им. Чкалова

АЦ Борки

Наш музей

Закупки

Противодействие
   коррупции


На главную



 Прогноз погоды




 Время






 Контакты


 НАК Тушино:
 Тел.: +7 (495) 490-44-54
 Тел./факс:
 +7 (495) 491-06-63

 АЦ Борки:
 Тел.: +7 (48236) 4-50-90,
 +7 (916) 215-88-92
 (по прыжкам)

 Руководство:
 rosnac@yandex.ru



Фотогалерея