Интервью с лидером национального зачета по воздухоплаванию о сборе национальной команды и планах на грядущий сезон
На текущий момент лидером национального зачета по воздухоплаванию является 25-летний Дмитрий Жохов, представляющий Тулу. На прошедшем с 9 по 11 мая чемпионате Тульской области пилот занял четвертую строчку итоговой таблицы, набрав 8741 очко. В интервью пресс-службе Aero-club.ru Дмитрий Жохов подвел итоги недавно завершившегося сбора национальной команды, дал оценку своему выступлению на чемпионате области, а также рассказал, за какую футбольную команду болеет, объяснил, чем воздухоплавание похоже на шахматы и назвал лучший возраст для того, чтобы впервые оказаться в корзине воздушного шара.
– Недавно вы вместе с Евгением Чубаровым и Андреем Кульковым приняли участие в сборе национальной команды в преддверии чемпионата Европы в Венгрии. Расскажите, как прошел этот этап подготовки к континентальному первенству?
– Это был первый сбор в таком составе, до этого мы не работали вместе. Стояла задача понять, как организовать тренировочный процесс, чтобы всем было комфортно. Обсудили множество рабочих моментов, следующие два сбора пройдут в Великих Луках до и после чемпионата России.
– В рамках сбора вы приняли участие в открытом чемпионате Тульской области. Как оцениваете свое выступление на старте сезона? Стояла ли определенная тренерская установка перед членами сборной?
– Установки каждый пилот ставил себе сам, так как у нас был довольно большой перерыв от соревнований. Основной целью было почувствовать аэростат.
– Вы были одним из фаворитов этих соревнований, однако в число призеров не удалось войти. С чем это связано? Довольны ли вы своим выступлением?
– На этом чемпионате я проводил небольшой эксперимент во время полета, пробовал что-то новое. Это был абсолютный риск, но я осознанно пошел на него. Рассказать подробнее я, к сожалению, об этом не могу, чтобы не делиться своими секретами с конкурентами. Сборы и нужны для того, чтобы решать личные задачи. Тем более удалось занять второе место в зачете Тульской области, а это значит риск был оправдан.
– Насколько высока была конкуренция на этом турнире?
– В Туле собрались лучшие пилоты основной, молодежной, и женской сборных, поэтому, конечно, конкуренция была высокой.
– Участники открытого чемпионата Тульской области отмечали, что погода была довольна тяжелой, ветер усложнял управление аэростатом. Как вы справлялись с погодными условиями? Какая погода оптимальна для вас?
– Условия были непростые: ветер с сильными порывами – не самая воздухоплавательная погода. Однако мне именно такая и нравится, когда нужно принимать быстрые решения и нет времени для сомнений и раздумий. Когда слабый ветер, приходится много думать, и от этого появляются ошибки.
– Победитель турнира, Олег Снетков, назвал открытием этого чемпионата выступление Владимира Ермакова. Что скажете о его выступлении?
– Мы с Владимиром летаем уже вместе несколько лет, так как я сейчас живу в Рязани, и как раз для меня он не открытие, а доказательство. На этом чемпионате он показал свой высокий уровень. Надеюсь, что совсем скоро он войдет в основной состав национальной команды.
– Скоро в Великих Луках пройдет чемпионат России. Какие задачи ставите перед собой на национальном первенстве? На данный момент вы лидируете в национальном рейтинге, испытываете ли вы давление в связи с этим?
– Прежде всего, стоит задача подготовки к главному старту сезона – континентальному первенству. Первое место в рейтинге для меня – приятный бонус, который, наоборот, больше меня мотивирует и абсолютно не давит.
– Кто станет вашими основными соперниками на чемпионате страны? В каких регионах страны воздухоплавание наиболее развито?
– На чемпионат страны съедутся лучшие пилоты из Москвы, Рязани, Нижнего Новгорода, Тулы. За прошлый год многие истосковались по большому спорту, поэтому все приедут бороться.
– Летом в Венгрии пройдет чемпионат Европы. Расскажите, как проходил отбор на континентальное первенство. Насколько сложно было попасть в национальную команду?
– Сборная формируется по итогам национального рейтинга, который обновляется ежегодно. В национальную команду я попал еще в 2019-м году, став третьим в национальном зачете. Континентальное первенство в Венгрии будет для меня вторым по счету европейским чемпионатом.
– Как выступили на чемпионате Европы 2019-м году?
– Я был в середине итоговой таблицы, занял 46-е место.
– На чемпионате Европы пилоты из каких стран традиционно являются фаворитами?
– Швейцария, Литва, Великобритания, Польша, и конечно Россия.
– Этот сезон выдается довольно насыщенным. Какие цели ставите перед собой? Собираетесь ли вы принять участие в молодежном чемпионате мира?
– Молодежный чемпионат мира – один из моих любимых турниров, я поеду туда уже в третий раз. Там царит своя неповторимая атмосфера, все спортсмены уже давно друга друга знают, мы неплохо общаемся. В прошлый раз мне совсем немного не хватило до подиума, поэтому конечно будем работать на самый высокий результат.
– Для вас в приоритете выступление на молодежном чемпионате мира или на взрослом континентальном первенстве?
– На чемпионате Европы.
– Уже второй год весь мир переживает пандемию. Насколько сильно повлияли коронавирусные ограничения на воздухоплавание?
– Сильно конечно…В прошлом году мы остались без спорта. Только в конце сезона прошел чемпионат Тульской области, он был первым и единственным. Очень хочется, чтобы пандемия поскорее закончилась, и чтобы этот год прошел без отмены соревнований.
– Тренировочные полеты в условиях коронавируса удавалось совершать?
– Да, мы хорошо потренировались в Рязани, я даже установил личный рекорд по броску в мишень.
– Давайте развеем обывательские мифы. Большинство людей не воспринимают воздухоплавание всерьез, не знают, что такой аэростат, и больше ассоциируют воздушный шар с местом для идеального свидания, нежели с профессиональным спортом. Расскажите, почему это не так? В чем заключается спортивная составляющая полетов на воздушном шаре?
– Воздухоплавательный спорт далеко не прост, как кажется со стороны, мы не просто надуваем шар и летим. Я бы сравнил воздухоплавание с шахматами, правда, ещё и с техническим уклоном. Мы летаем на точность, скорость и расстояние – все это тщательно анализируется. Выдохнуть и просто любоваться окружающей красотой мы себе не можем позволить, постоянно надо принимать решения, а на раздумья порой всего несколько секунд.
– Расскажите немного о себе. Как вы решили профессионально начать заниматься воздухоплаванием? В каком возрасте вы впервые совершили полет на воздушном шаре?
– Я воздухоплаватель во втором поколении. Мой отец – пилот, и с детства я смотрел на него, ездил с ним на соревнования. Первый самостоятельный полет провел в 2014-м году, когда в 18 лет получил свое пилотское удостоверение.
– Пробовали ли вы себя в других авиационных дисциплинах или других видах спорта?
– В детстве, как и многие ребята, занимался каратэ, играл в футбол, даже тренировался с тульским «Арсеналом». В 14 лет я прыгнул с парашюта. Хотел заниматься парашютным спортом, но победило воздухоплавание.
– Сейчас за футболом следите?
– Да, периодически, болею за ЦСКА.
– Как малознакомые люди обычно реагируют, когда узнают, что вы профессиональный пилот воздушного шара? Часто просят прокатить?
– Скорее чаще расспрашивают, что это за спорт, почему я им занимаюсь. А уже потом просят покатать. Меня эти вопросы не утомляют, наоборот, приятно рассказать.
– Пилоты воздухоплавания – суеверные люди? Есть ли у вас особые приметы перед полетом?
– У каждого пилота свои приметы: например, некоторые стремятся выступать под одним и тем же номером, постоянно просят его на соревнованиях. Некоторые летают только соло, то есть никого не берут с собой в корзину. Я же стараюсь меньше отвлекаться на подобное, чтобы не создавать себе лишних проблем. Хотя поначалу любил выбрать себе номер, сейчас точно знаю — не в номере дело.
– Насколько опасен полет на воздушном шаре? Существуют ли какие-то особые меры предосторожности?
– Нет, воздушный шар – самый безопасный вид транспорта. По статистике он даже безопаснее велосипеда.
– Чем любите заниматься в свободное от полетов время?
– Особо свободного времени у меня нет. Если выдается день отдыха, провожу его с семьёй, играю в футбол, а зимой катаемся на лыжах. Пока что все свое время я посвящаю небу!
– Расскажите, пожалуйста, немного о своей семье. Ваш сын уже летал на воздушном шаре?
– С супругой мы познакомились на чемпионате России по воздухоплаванию, она судила эти соревнования. Сейчас на чемпионате в Туле она была заместителем спортивного директора. Мы научились разделять семью и спорт. Нашему сыну 2,5 года, и он пока не летал, хотя уже с большим удовольствием ездит с нами на полеты, помогает по мере сил и рвется в бой.
– В каком возрасте можно взять ребенка в кабину воздушного шара?
– Желательно с 4-6 лет, некоторые боятся шума горелки, некоторые – высоты. Хотя я планирую уже в этом году полетать с сыном, он сам очень этого хочет!