Сегодня, 18 августа, отмечается  годовщина первого авиационного парада на аэродроме Тушино, который был устроен в 1934-м году в честь Дня воздушного флота СССР.

Предлагаем вашему вниманию воспоминания об этих событиях военного лётчика, историка авиации, писателя Сергея Ковалёва для издания «Москва. Северо-Запад». 

Первый парад на Тушинском аэрополе показал не только технические возможности самолётов и мастерство лётчиков, но и, как теперь сказали бы, креативное мышление.

— В газетах, которые выходили в дни парадов, печатали подробные репортажи о том, что происходило в Тушине, — вспоминает Ковалёв. — В 1934 году всё началось с воздушной гонки истребителей пяти модификаций: И-4, И-5, И-14, И-15, И-16. Затем в небо поднялся автожир, от греческого gyros — круг, вращение, ЦАТИ А-8 — промежуточная модель между самолётом и вертолётом с винтом над кабиной.

В два часа дня на поле приземлились четыре самолёта АИР-6. Это был финал испытательного полёта из Москвы до Иркутска и обратно, который продолжался почти две недели! Затем исполнил свой коронный номер — совершил затяжной прыжок — мастер парашютного спорта Сергей Афанасьев: он прыгнул с высоты 3 тыс. метров, парашют раскрыл в 800 метрах над землёй. За ним посыпались ещё 100 парашютистов.

Детям, которые пришли на праздник с родителями, больше всего понравилось, когда с неба начали спускаться кошки, собаки и свиньи. Кольцо за них дёргал, естественно, человек.

— По краям поля, рядом с местами для зрителей, работали передвижные буфеты и столовые. Здесь наливали пиво и ситро, кормили горячим обедом, — рассказывает Ковалёв.

Посмотреть на авиационный парад вблизи было мечтой каждого мальчишки. Писатель Юрий Трифонов, проведший все летние каникулы на даче в Серебряном Бору, в повести «Время и место» писал: «Чтобы увидеть прекрасное зрелище не с берега, а подойти как можно ближе», нужно было «переплыть на лодке, пройти огородами Строгино и приблизиться к Тушинскому полю вплотную, через картофельные гряды, там очень удобно стоять и смотреть, задрав голову, замечательно видно без бинокля».

Показательная бомбардировка

Составить представление о том, как выглядел авиационный парад в следующем, 1935 году, позволяет картина художника Константина Юона «На Тушинском аэродроме».

Погода 18 августа 1935 года была облачная, но художник изобразил яркий летний день. Финалом военно-воздушного парада стала показательная бомбардировка, мишенью были специально сделанные макеты: железнодорожная станция, завод, учреждения. Противник условный, стреляли холостыми, но техника была настоящей и настрой — самый боевой. …Постепенно стал складываться сценарий тушинского праздника. Первое отделение — показательные пролёты пилотов гражданской авиации, лётчиков и планеристов Осоавиахима. Второе отделение — Военно-воздушные силы и имитация боевых действий.

Обычно разыгрывался целый бой: в воздухе самолёты, внизу пехота, трещат пулемёты… Оформление тоже всегда было выдержано в одном стиле: воздушные шары поднимали в воздух портреты членов ЦК и правительства, а самолёты летели в таком порядке, что получались слова «Ленин», «Сталин» или фигуры — звезда, самолёт.

Потоки людей и машин

Авиационные парады были праздником для всей Москвы. В документальных фильмах о них, снятых в 1935 и 1937 годах, запечатлены потоки людей и машин, которые с утра идут и едут на Тушинское поле. В объектив кинокамеры попали легендарные лётчики — Владимир Коккинаки, Иван Сухомлин, Павел Рычагов, а также пилотажная группа «Красная пятёрка» — пять пилотов на скоростных истребителях, выкрашенных, как свидетельствует голос за кадром, в красный цвет. За штурвалами — лётчики Супрун, Комаровский, Раков, Николаев, Романов. Они проносятся над полем на бреющем полёте и взмывают вверх, а в следующем кадре, сняв шлемы и комбинезоны, со смехом, поднимая брызги, вбегают в Москву-реку — купаться.

About the author : admin