Новый чемпион страны подвел итоги национального первенства в «Усмани»

С 28 апреля по 11 мая на базе аэродрома «Усмань» прошел чемпионат России по планерному спорту, по итогам которого победителем в смешанном классе стал Александр Каплунов. В интервью Aеrо-club.ru новый чемпион страны проанализировал свое выступление на национальном чемпионате, оценил уровень конкуренции на турнире, объяснил, чем отличается хорошая погода для планериста и для обычного человека.

 –  Вы стали победителем чемпионата России. Оцените свое выступление на этих соревнованиях? Все ли получилось так, как вы хотели? Принимали ли вы участие в соревнованиях в других классах?

– Это были первые крупные соревнования после непростого для всех нас 2020 года, в Усмани собралось много сильных пилотов. Удалось выступить в новом для себя классе. На моей памяти в России вообще нечасто проводили соревнования в смешанном классе, хотя эта дисциплина очень интересна: она позволяет пилотам на разных планерах соревноваться друг с другом, при этом разница в технических характеристиках нормируется с помощью гандикапов.

 – Как это происходит?

– Гандикап – это специальный коэффициент, который помогает уравнять шансы пилотов на победу. Ведь планеры могут существенно различаться технически, принадлежать к разным конструктивным поколениям, иметь свой размах крыла, взлетный вес и другие детали. Гандикап всё это учитывает при расчёте спортивного результата и позволяет отделить техническую составляющую от “человеческой”.

 – Принимали ли вы участие в соревнованиях в других классах?

– Раньше в России я летал только в стандартном и клубном классах, и там мне не удавалось занять первое место, как в этом году. Есть международный опыт в двухместном и 13-метровом классах.

 –  Расскажите о погоде во второй половине турнира? Она была благоприятна для выполнения упражнений? В какой погоде планеристы чувствуют себя наиболее комфортно и показывают наиболее высокие результаты?

– Погода в понимании планеристов отличается от общепринятого восприятия. На чемпионате России она действительно была сложной, но соревноваться можно и с природой! По нашей статистике, в мае всегда погода не очень благоприятна для планеристов, а в этом году было гораздо холоднее, чем ожидалось, и ветра более сильные. Выдалось несколько дней, когда была сильная планерная погода, и мы получили удовольствие от полетов. Порой условия даже напоминали горные, так, я впервые летал при ветре 50 км/час на равнине.

 –  В чем отличия погоды для планериста и для обычного человека?

– Прежде всего, мы учитываем наличие восходящих потоков: у планера нет мотора, и ему нужен поднимающийся вверх воздух. Его можно получить или в горах при взаимодействии воздушной массы с рельефом, или на равнине за счет прогрева земли солнцем. Те самые пушистые кучевые облачка, которыми заполняется небо в некоторые дни, как раз и являются верхушками термических восходящих потоков. Они могут образовываться даже при сильном ветре и невысоких температурах. А когда эти потоки выстраиваются в цепочки, или, как говорят планеристы, гряды, это и есть идеальная для полета на планере погода. Ну а тихий ясный солнечный день может оказаться нелётным для планеристов.

 –  Насколько высока была конкуренция на чемпионате страны? Одними из лидеров прошедшего национального первенства были новосибирские спортсмены. Согласны с этим?

– Очень хорошо летают новосибирцы, они чем-то напоминают англичан, если сравнивать на мировом уровне. В Англии же всегда плохая погода, даже из литературы мы знаем эту метафору «туманный Альбион»… Тем не менее, британские планеристы на чемпионатах мира всегда выглядят очень уверенно. Человек, научившийся справляться со сложными погодными условиями, сможет летать в любых. У новосибирцев дома погода непростая, зато в регионе хорошие аэродромы, и команда у них отличная! Одно лишь то, что они могут проехать с планерными прицепами такое расстояние и активно участвуют в соревнованиях в Центральной России, многое говорит об их настрое и заряженности – а это главные составляющие успеха.

 –  Кроме Новосибирска, в каких еще регионах есть сильные пилоты?

– Самым большим центром на данный момент является Усмань, продолжают летать в Орле, который был главным центром до 2015 года, в Подмосковье есть несколько аэродромов, летают во Владикавказе, Кисловодске и Адагуме. К сожалению, география планерного спорта не так широка, как бы нам того хотелось.

 –  Как спортсмены транспортируют планер к месту соревнований?

– Чаще всего планеристы перевозят свои аппараты на собственных автомобилях. У планера длинное крыло, но оно разбирается на части, фюзеляж закатывается в длинный трейлер, и получается вот такой длинный пенал с килем на хвосте, по которому его можно опознать. С таким прицепом, конечно, не очень удобно ехать, но настоящий пилот справляется с любыми задачами!

 –  А если соревнования проходят за границей?

– Если спортсмены участвуют на собственных планерах, то все равно везут их по земле, преодолевая все эти непростые пограничные процедуры. Если речь идет о европейских соревнованиях, то есть много возможностей аренды планера. Часто это дешевле и эффективнее, чем везти свой. Во времена Советского Союза, на сборы в Молдавии или во Владикавказе часто еще летали на буксире, сейчас это редко встретишь, ведь буксировка применяется только для первоначального набора высоты и занимает несколько минут. То есть впереди летел самолет, а за ним на буксире несколько планеров, ведь тогда не было хороших трейлеров и дорожная сеть не была так развита, как сегодня.

 –  Что относительно аренды планера? Насколько важно пилоту выступать на соревнованиях на своем аппарате?

– Чтобы стандартизировать соревнования, планеры делят на классы: клубный, стандартный, 15-метровый, 18-метровый, двухместный 20- метровый, 13-метровый недавно появился. Я успел в нем полетать на чемпионате мира в 2019 году перед пандемией. В пределах одного класса планеры очень похожи, так что арендовать или выступать на своем – не так уж принципиально. Все зависит от уровня спортсмена. У каждого планера, конечно, свой характер, но опытному пилоту требуется около пяти часов практики, чтобы привыкнуть к новым приборам и центровке. А, например, при смене класса может потребоваться 30-50 часов, чтобы влетаться.

 –  Расскажите для широкого круга читателей, как выглядит задание для полета на планере, которое пилот получает от судей и организаторов? Как оно оценивается?

– Маршрут выдается пилоту в виде GPS-координат контрольных точек, на которых он должен отметиться, контроль прохождения этих точек проводится с помощью анализа трека, записанного сертифицированным логгером, который он сдает после полета. Оценивается скорость, с какой спортсмен прошел маршрут, и учитываются штрафы за возможные нарушения ограничений воздушного пространства, высоты, скорости и множества других правил. В настоящее время различают два вида соревнований: классические и Гран-при, который введи недавно для повышения зрелищности и массовости нашего вида спорта.

 – В чем их отличия?

– В классических соревнованиях спортсмен сам может выбирать время старта, у него есть заданный маршрут, а в какой момент стартовать, чтобы развить максимальную скорость – остается на усмотрение пилота в пределах “стартового окна”. Это вносит еще несколько параметров в расчеты планериста, он в полете должен еще спрогнозировать погоду на маршруте. В

Гран-при старт происходит одновременно, все пересекают стартовую линию достаточно низко над аэродромом. Тогда зрителям просто наблюдать за ходом гонки и за тем, кто лидирует. В программе классических соревнований еще бывает такая разновидность маршрута, когда планерист должен пролететь не через конкретно определенные контрольные точки, а через зоны (точки с большим радиусом), в этом случае пилот еще должен выбирать, как построить маршрут внутри этой зоны. Так что все устроено довольно сложно. Планеризму можно учиться всю свою жизнь.

 – Получается, из всех авиационных дисциплин планеризм требует наибольшее количество расчетов?

– Сегодня в нашу жизнь пришли компьютеры, которые многое позволяют рассчитать, но многое держится по-прежнему на ощущениях и интуиции. В самолете пилот в основном выполняет процедуры и чаще управляет параметрами автопилота, чем самолетом напрямую. Однако теряется непосредственно момент пилотирования – то, ради чего люди и летают. Здесь планеризм больше похож на вертолетный спорт, где от точности управления зависит очень многое, а каждый градус крена в спирали в восходящем потоке влияет на скорость набора высоты и в конечном итоге на спортивный результат.

Продолжение интервью совсем скоро

About the author : admin