В продолжении интервью новоиспеченный чемпион России по планерному спорту в смешанном классе Александр Каплунов поведал о своих планах на предстоящий сезон, озвучил собственный прогноз на предстоящий чемпионат Европы, который пройдет в августе во Франции,  рассказал, зачем в планер заливается вода, на каких аппаратах предпочитают летать профессиональные пилоты.

– На чемпионате страны вы выступали в паре с молдавским пилотом Сергеем Клюевым. С чем это связано? На каких-то международных соревнованиях допустимы подобные микст-дуэты?

– Сергей Клюев – 15-кратный победитель чемпионатов и Кубков России, а сейчас живет и летает в Молдавии. Официально, в двухместном классе для экипажа зачет не проходит по двум странам одновременно. Однако, россиянин ты или молдаванин – скорость от этого не меняется, и мне кажется, уже давно есть такая национальность – планерист.

 –  В смешанном классе летали как одноместные, так и двухместные планеры. Какому экипажу легче показать более высокий результат: одноместному или двухместному?

– Формально, это не имеет значения. В гандикапе учитывается не количество мест, а характеристики планера. Кстати, в планер еще заливается вода, и это тоже учитывает гандикап. Однако замечено, что двухместный планер летит быстрее, если пилоты помогают друг другу, ведь чтобы развить максимальную скорость, необходимо многое рассчитать. И эти расчеты сродни квантовым, ведь планерист работает с вероятностями. Он смотрит на облако и думает, с какой вероятностью там окажется поток и кто из соперников может уже там оказаться, как будет развиваться погода. Чем лучше спортсмен считает, тем быстрее летит планер.

– Зачем в планер заливается вода?

– Характеристики летательного аппарата зависят от его массы. В случае с планером этим параметром может управлять пилот, что дает еще одну степень свободы и еще один элемент в расчетах. При сильных восходящих потоках и особенно в сильный ветер у тяжелого планера появляется преимущество. Однако в воздухе остается только один вариант управления массой – слить балласт, и это тоже приходится учитывать в “квантовых” вычислениях.

 – На каких планерах предпочитают летать пилоты на чемпионате России?

– Не будет большой ошибкой сказать, что планеров отечественного производства не существует, по крайней мере, таких, на которых возможно летать на серьезных соревнованиях. В большинстве были планеры «Янтарь стандарт”, произведённые ещё в социалистической Польше, но они еще активно летают во всем мире, не только в нашей стране. К сожалению, пока не придумали, как с помощью гандикапа сбалансировать предпочтения и возможности!

 – Чемпионат России является отбором в национальную команду на 2022 год, вас можно поздравить с вызовом в сборную или вы еще не получили официального подтверждения от главного тренера и федерации?

– Официально такого подтверждения не было. На данный момент состав сборной не опубликован, во всяком случае, я о нем не знаю. Существует мировой рейтинг, который позволяет регулировать количество планеров в классе на соревнованиях, если число желающих участвовать выше, чем возможности организаторов. На рейтинг влияют результаты участия во всех официальных соревнованиях, а членство в национальной команде открывает двери на чемпионаты мира и Европы.

 –  В августе во Франции должен пройти чемпионат Европы, в частности награды разыграют в смешанном классе. В этой дисциплине нашу страну представят Дмитрий Тимошенко и Сергей Серов, занявшие третье и четвертое место на чемпионате России. Почему мы не увидим вас на континентальном первенстве?

– Просто другие планы на это время.

–  Какие шансы у Тимошенко и Серова в Шато-ан-Шампань, можем ли мы рассчитывать на победу в смешанном классе? Кто станет основными соперниками наших пилотов?

– В планеризме трудно делать прогнозы. Важно, чтобы была возможность тренировок именно в том месте, где будет проводиться чемпионат Европы. На общем уровне в последние годы наша страна выглядит не очень хорошо, но есть яркие пилоты, которых вы назвали. Им удавалось занимать первые места на международных соревнованиях по некоторым дням. Однако нужно помнить, что награды вручаются по итогам всех дней полетов, то есть случайная победа в соревнованиях по планеризму невозможна. Мы будем надеяться, что нашим пилотам повезет на континентальном первенстве!

 – Как обстоят дела в клубном и 15-метровом классе, сможем ли мы рассчитывать на медали в этих дисциплинах?

– На континентальном первенстве  шансы есть у всех наших пилотов.

 –  Какие планы у вас на текущий сезон? В каких турнирах мы увидим вас в ближайшее время?

– Пока не планировал на целый год, это сильно зависит от основной работы. Планирую продолжать тренировки в Воронеже и, возможно, поучаствую на чемпионате России в Новосибирске. Не представляю пока состояние 13- метрового класса на мировой арене. Как я уже говорил, это новый интересный класс, и в него активнее всего приходят электрические технологии. Хотелось бы принять участие в мировом первенстве также в классе планеров с электродвигателем, это очень интересно с технической точки зрения.

 – Расскажите, как начали заниматься планерным спортом? На чем еще вы летали?

– Летал на парапланах, катался на кайтах. Считаю, что аэродинамика привела меня в планерный спорт. Планеризм – вершина аэродинамики. Но, конечно же, самое главное — это люди, которые этим спортом занимаются.

–  Какой сезон стал самым успешным в вашей карьере? Какие соревнования запомнились вам больше всего?

– Я бы не стал называть это карьерой. Интереснее всего было в самом начале, когда многому предстояло научиться. Это дает невероятный драйв! Замечательное время в начале 2010-х годов в Центральном планерном аэроклубе  – тогда возрождался российский планеризм, участвовало много пилотов, были сложные интересные маршруты. Как-то пролетели 500-километровый “таск”, это был первый и пока единственный такой маршрут на российских соревнованиях.

 – Прошлый год прошел в коронавирусных ограничениях. Как поддерживали форму во время пандемии? Удавалось ли летать?

– Некоторые аэроклубы работали, в частности «Усмань», так что тренировки продолжались.

 –  Расскажите, пожалуйста, о ваших земных делах. Ваша профессия связана с небом?

– Я закончил авиационный институт по радиоэлектронной специальности, а сейчас занимаюсь информационными технологиями. В каком-то смысле это связано с моей спортивной деятельностью, потому что всё в нашей жизни информация. Если ты хорошо умеешь ее обрабатывать, ты сможешь летать быстрее, да и в целом жизнь будет интереснее.

 –  Как любите отдыхать? Чем любите заниматься в свободное время?

– Не прекращаю свои прежние увлечения: кайтинг, парапланы, горные лыжи, сноуборд и обычные лыжи. Вспомните, какая была прекрасная снежная зима!

 – В каких-нибудь еще соревнованиях принимаете участие?

– Разве что в любительских вертолетных. Мир малой авиации достаточно тесен, на любом аэродроме всегда найдутся друзья и знакомые, которые пригласят попробовать что-то новое, и отказаться будет невозможно!

About the author : admin